«Дорожные карты» для развития образования


Она  рассказала о том, как планы министерства будут синхронизировать с планами региональных и муниципальных властей. 

- Анна Владимировна, давайте сначала разберемся в терминах. Мы будем говорить про «дорожные карты» в образовании. Я привык к термину «дорожная карта» в политике, я представляю, что такое дорожная карта в навигаторе. Давно ли Минобрнауки перешел на «дорожные карты»?

- У Высоцкого есть отличный мюзикл про «Алису в стране чудес». Там есть замечательная песенка: «Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте на заблудиться… нужен очень четкий план». Только у пеночки, которая летает в Африку с наших широт, есть встроенный ГЛОНАСС в голове. А у людей, которые занимаются какой-то конкретной практикой, в данном случае – изменениями в сфере образования, — таких встроенных механизмов нет. Поэтому нужны инструменты. Инструменты – это планирование.

Привычные схемы планирования в последнее время часто дают сбой, поэтому планов получается большое количество. Чтобы их соединить, скоординировать и понять, не выпало ли из них дело и не остались ли просто только строчки, привязанные к конкретным срокам. Поэтому «дорожные карты» – это определенная метка, обозначающая определенную структуру плана.

Да, «дорожные карты» — термин больше из сферы политики, экономики, бизнеса. Перенос этого инструмента на социальную сферу, в данном случае на образование, имеет свои преимущества. У нас много уровней ответственности. Федеральный уровень. Есть уровень субъектов Российской Федерации, региональный уровень — это все, что касается школ, детских садов, учреждений дополнительного образования детей, среднего профессионального образования. И уровень ответственности самих образовательных организаций, в которых все эти изменения и должны осуществиться.

Словосочетание – «дорожные карты» стали использовать, чтобы на уровне узнавания все сразу понимали, о чем идет речь, включали свои уровни ответственности. Что я сделал конкретно для того, чтобы были достигнуты целевые показатели, зафиксированные в указах президента Российской Федерации? Показатели сформулированы очень серьезные, требующие серьезного вклада.

- Мы говорим о майских указах Владимира Путина?

- Да. Это сформулированы ожидания общества от определенной отрасли, которые должны осуществиться, чтобы люди почувствовали качественные изменения и это повлияло на качество жизни в целом.

- Дорожные карты министерства образования касаются каких структур?

- Всех уровней образования. В том числе изменения в сфере науки.

- По дошколятам я понимаю — пункт «Б» куда надо прийти -это отсутствие очередей в детские сады. Так? А по другим уровням образования какие конечные точки?

- По детским садам не все так однозначно. Помимо того, что механически мы решаем проблему с очередью в детский сад, все дети с 3 до 7 лет получают равный доступ к образованию, к подготовке к школе. В связи с этим важно понимать, что у нас в декабре принимается стандарт дошкольного образования, которого до сих пор в принципе не было в природе. Были минимальные требования к программам дошкольного образования, а стандарта не было. Это требования к условиям и программам, которые реализуются в детских садах.

- Я так понял, что он подписан 30 августа этого года.

- Да. Но контрольная отчетная точка – декабрь 2013 года. Мы стартуем уже сейчас. В регионах приняты свои планы, в соответствии с которыми они приводят условия в детских садах.

- Будет меняться и обучение детей, подход воспитателей к детям, к обучающим программам?

- Конечно.

- И это входит в дорожную карту по дошкольному образованию?

- Да. Всем педагогическим работникам поэтапно повышается заработная плата. В том числе и работникам организаций дошкольного образования. Воспитатели в детских садах должны получать не меньше, чем в среднем по общему образованию региона. 

- Я начал понимать — «дорожная карта» — это когда обязанности разных структур как бы цепляются друг за друга, увязываются…

- … и работают на общий эффект.

- К какому сроку должно быть так замечательно в детсадах?

- К 2016 году у нас не должно быть очереди для детей с 3 до 7 лет. К 2018 году нужно поэтапно ввести новые стандарты дошкольного образования. Там меняются и условия для детей, и программа, содержание работы педагогов с детьми в детском саду. Акцент – игровая деятельность.

- Дальше – школьное образование. Какие задачи, перспективы, что уже делается?

- Стандарты младшей, средней, старшей школы уже приняты.

- Да, последний стандарт должен вступить в действие в 2020 году…

- Хотя в пилотном режиме у нас школы могут переходить на принятый стандарт и разрабатывать в соответствии с ним образовательные программы. Программы, которые реализуются в школе, разрабатываются самой образовательной организацией. По согласованию с органами государственно-общественного управления, но самостоятельно. Это компетенция самой образовательной организации, которая учитывает контингент, особенности районирования.

- Со стандартами для средней школы понятно. Какие еще элементы входят в дорожную карту по школе?

- Та же линия, что и в дошкольном образовании – заработная плата. Повышение качества жизни самих работников образования. С другой стороны, линия, которая включается внутри по оценке качества образовательных услуг. У нас многие в педагогической среде не любят эту формулировку. В последнее время повышаются требования со стороны родителей к тому, что в школе происходит с их детьми. Школы постепенно перестают быть черным ящиком, в который ты сдал ребенка и получил его после шести уроков.

- Прежний министр образования Андрей Фурсенко использовал термин – «камера хранения»… Главное, что в школах нет проблем с местами.

- Не везде! Здесь ситуации различаются в зависимости от региона. Где-то нет проблем с местами в школах, дети не обучаются в две смены. А где-то есть такая проблема. Дети в условиях Крайнего Севера обучаются в две смены. Они приходят в школу, когда еще темно, уходят, когда уже темно. Эти особенности учитываются в региональных дорожных картах. Есть федеральная дорожная карта, которая рамочно определяет все позиции, о которых мы говорили, а есть региональная, которая учитывает, условно говоря, конкретный ландшафт.

- Я знаю много регионов, где есть двухсменные школы. Это обязательное условие, чтобы в региональных картах было решение этой проблемы?

- Если эта проблема зафиксирована, то это включается в состав мероприятий дорожной карты. Это строительство школ, укрепление фонда, которым обладает региональная система общего образования, перевод всех на односменный режим. Хотя это ресурсозатратное мероприятие. Дорожная карта – инструмент планирования финансовых средств. Здесь выделены приоритеты. Они распределяются со срокам. Есть возможность планировать ресурсы.

- Перейдем к высшему образованию.

- Это ответственность прежде всего министерства.

- Что здесь должно быть? Входят ли в эту дорожную карту поручения президента, чтобы к 2020 году пять вузов попали в международный рейтинг?

- Конечно. С одной стороны, это очень глубокий внутренний аудит системы, при котором выявляются болезненные точки в части неэффективных вузов и программы их реорганизации. С другой стороны, это программа, которая позволяет обеспечить поддержку тем вузам, у которых есть уже сегодня серьезные ресурсы и шансы на то, чтобы лидировать в мировом контексте предоставления услуг высшего образования.

Такие программы включаются в дорожную карту. Поддержка 15 вузам сейчас будет оказана из федерального бюджета на то, чтобы были реализованы их программы и мы увидели наши университеты в топовых строчках мировых рейтингов.

- Зарплаты профессорско-преподавательского состава тоже включаются?

- Конечно. Россия – страна регионов. Огромная территория, у регионов свои особенности и своя экономика. То, что наши целевые показатели по зарплате привязаны к средней заработной плане по региону, это очень значимо. По всем уровням образования целевой показатель зарплаты педагогических работников привязан к средней заработной плате по региону. По вузовским работникам она должна превысить показатель почти вдвое.

- А сроки?

- Средства выделяются на вузы, которые подведомственны Министерству образования и науки, и на вузы, учредителями которых являются другие федеральные органы власти. У Минсельхоза есть свои вузы, у Речморфлота, у Минкультуры, Минздрава. Зарплата повышается поэтапно, это отслеживается, даются сводки о том, как выстраивается этот график повышения.

- Зарплаты сотрудников детских дошкольных образовательных учреждений к какому времени до какого порога должны дорасти?

- 100 процентов должно быть обеспечено соответствие к заработной плате по общему образованию.

- В этом году?

- Да.

- На это уже выделяются деньги?

- Значительные средства из федерального бюджета. Где полномочия федерации, там одна схема финансирования. Где полномочия регионов, это соответствующая система дотаций. Минфин выделяет регионам дотации на то, чтобы были обеспечены эти показатели.

- 50 млрд. уже выделено на решение проблем с очередьми в детский сад.

- Дорожные карты подкрепляются не только нормативными документами, но и определенным финансированием. Повышение зарплаты агрегировано. Масштабно на уровне федерации оно считывается и фиксируется на крупных метках. Многие возмущаются: что это за средняя температура по больнице? На уровне федерации и на уровне такого объема данных такими цифрами как раз и можно регулировать и оперировать. Внутри это выстраивается на гораздо более тонких инструментах взаимодействия.

Поскольку повышение зарплаты осуществляется не всем и каждому — у кого-то  будет больше, у кого-то меньше, в зависимости от того, как складывается система оплаты труда на уровне образовательной организации. Есть обязательная часть зарплаты – базовая, а есть стимулирующая. И вот этот стимулирующий фонд распределяется внутри образовательной организации в зависимости от конкретного вклада каждого сотрудника. Разработка этих показателей – дело самой образовательной организации. Так же как и образовательные программы. Мы разрабатываем образовательную программу и понимаем, что школа для того, чтобы ученик достиг вот этого, должна сделать.

- Маленькая дорожная карта школы.

- А что я сделаю как учитель этой школы. И это фиксируется в таких показателях. Об этих показателях должна быть определенная договоренность. В соответствии с этим мы будем распределять стимулирующий фонд. У кого-то зарплата может быть существенно выше, у кого-то ниже средней. Поэтому общий уровень складывается в зависимости от того, как работает человек и как оценивают его работы те, кто призван оценить.

- К какому сроку должна быть поднята зарплата работникам школ до уровня средней по экономике региона?

- Вот уже.

- Этот год рубежный.

- Мы достигаем и удерживаем.

- По профессорско-преподавательскому составу вузов?

- У нас поэтапно повышается заработная плата в соответствии с региональными показателями к 2018 году. Дорожная карта – это своеобразный пятилетний план с 2013 по 2018 год.

- Какие результаты должны быть к 2018 году по среднему образованию, высшему и профессиональному?

- Основной сухой остаток – решение проблемы с очередью в детские сады. Существенное изменение практики в самих детских садах, связанное с переходом на стандарты. Это отработка содержания работы в школах. Работа на достижение таких показателей, которые позволят нашим школьникам конкурировать с школьниками ведущих стран по результатам. И решение проблемы с условиями в школе.

В среднем профессиональном образовании важным является создание на уровне регионов многофункциональных центров прикладных квалификаций. Не просто колледжей, образовательных организаций, которые дают специальность один раз, а могут давать многократно и тем людям, которые получили образование давно, предоставлять возможность прийти и получить новую специальность, стать востребованным на рынке труда. Это тоже ресурсозатратное направление, поскольку предъявляет большие требования к базе таких организаций.

Высшее профессиональное образование – здесь определенные претензии предъявляются обществом и ожидания, связанные с тем, чтобы наше высшее образование было конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.

- К 2018 году должны остаться конкурентоспособные вузы, остальные должны либо закрыться, либо их должны слить, реорганизовать, реформировать, подтянуть до современного уровня.

- Да. К 2018 году стоят такие амбициозные задачи.


Оставить комментарий


семь × 7 =