С нового года в украинский бензин будут добавлять биоэтанол


В Украине за январь-август 2013 года в результате проверок Министерством внутренних дел Украины (МВД) изъято 850 тонн некачественного топлива.

С нового года на украинских заправках будут продавать бензин с биодобавками, гласит закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов». Но что такое биоэтанол — пока загадка и для водителей, и для продавцов. Объединяет их одно: и те и другие боятся нового скачка цен.

По словам директора специальных проектов НТЦ «Психея», кандидата технических наук Геннадия Рябцева, около трети нефтепродуктов реализуемых в Украине возникают ниоткуда, появляются неизвестно как и имеют непонятное качество.

«Тенденции, которые вырисовывались последние годы на рынке, свидетельствуют о том, что чем дальше, тем больше растет несоответствие между уровнем качества нефтепродуктов и их ценой. Все чаще потребители сталкиваются с тем, что их права нарушаются, государство забывает о необходимости проведения проверок качества нефтепродуктов. Также на рынке существует недобросовестная конкуренция, и эта конкуренция с каждым годом все больше растет», — отмечает он.

В свою очередь, старший научный сотрудник, кандидат технических наук и независимый эксперт Николай Лозинский добавил, что сегодня в Украине все-таки еще имеются стандартные топлива, которые соответствуют Государственным стандартам Украины.

«Анализы показали, что во всех топливах присутствует этиловый спирт, метиловый спирт и оксегинаты. Но его содержание не превышает 2,7 % по массе кислорода, то есть они являются еще стандартным топливом», — подчеркивает эксперт.

Украина поэтапно – принудительно — переходит на биотопливо. Уже с 1января 2014 года в бензине должно быть не меньше 5% биоэтанола.

«После добавления биоэтанола в топливо, никто не будет нести ответственность за качество полученного продукта. Кроме того, такое добавление увеличит стоимость топлива на сумму от 2 до 5 грн. Поскольку такое добавление будет считаться производственной операцией, то есть облагаться налогом на добавленную стоимость. Понятно, что при таких условиях, производители бензина будут пытаться избежать уплаты акцизного налога и расплачиваться за все это будут только легальные импортеры», — рассказывает Геннадий Рябцев.

Если смешивать два продукта, в результате чего появляются новые свойства, то такой процесс уже считается производством. И таким образом, придется еще заплатить 198 евро акциза за новый продукт. Помимо этого еще нужно платить акциз из базового бензина, акциз с этила плюс еще и пошлину.

«Выходит так, что с 1 января 2014 года неизвестно, что лить, куда лить, чем смешивать, как смешивать и как контролировать. На сегодня этот закон не готов нормативно-технически, потому что у нас в стране очень мало автомобилей, которые адаптированы к этаноловой смеси», — говорит президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.

В то же время, заведующий лабораторией исследования использования топлив и экологии ГП «ГосавтотрансНИИпроект», кандидат технических наук Виктор Устименко говорит, что биотопливо нужно расширять, но так, что бы это не нанесло вреда ни автомобилю, ни экологии.

«Биоэтанол — хорошее моторное топливо. Но дело в том, что наши двигатели бензиновых серийных автомобилей были спроектированные для работы на бензине. Отличается биоэтанол тем, что у него меньше теплоты сгорания, другими словами калорийности, а также давления и насыщенность паров. Если зимой это давление будет низкое, то авто будет плохо заводится, если летом оно будет высокое, то будут создаваться паровые пробки», — подчеркивает эксперт.

Украина не сильно прислушивается к мнению Еврокомиссии, касаемо ограничения производства биотоплив к 2020 году.

«Есть рекомендации Еврокомиссии, в которых четко сказано, что Европа предлагает ограничить объем биотоплив, которые будут производиться до 2020 года уровнем в 5% потому что больше будет негативным образом влиять не только на экономические показатели европейских стран, но и на экологические показатели. Поскольку топлива с добавлением этанола не настолько экологичные, как об этом говорят некоторые эксперты», — говорит Геннадий Рябцев.

Наш украинский этанол выпускается, как сказано в стандарте, из спиртосодержащих жидкостей и неисправимого брака, образовавшегося при производстве алкогольных напитков. Грубо говоря, то, что не догнали и не смогли реализовать, будут реализовывать и продавать для добавления в бензин.

По мнению Леонида Косянчука, норма о добавлении не менее 5% биоэтанола в моторные бензины выглядит странно на фоне существующих в Европе аналогичных норм.

«Не меньше 5% биоэтанола в бензине — это может быть 5%, 8%, 10%, 15%. Короче говоря – ложка, стакан и ведро. Во всех нормативных актах и стандартах принято указывать граничные нормы содержания. Например, «не больше», а здесь – «не меньше». Поэтому, даже из самого текста закона видно, что его принимали горе-специалисты, которые в этом не сильно разбираются. Все рассказывают, что это мы адаптируем украинское законодательство к европейским нормам, но на самом деле, мы перевернули все с ног на голову. В Европе ни в одной стране нет требований, что бы весь без исключения бензин перевести в смесевый с содержанием биоэтанола«, — подчеркивает эксперт.

По мнению экспертов, новым законом следует предусмотреть возможность использования для автомобилей устаревшей конструкции бензинов как без содержания биоэтанола (Е0), так и с содержанием биоэтанола до 5% (Е5), а для современных автомобилей — до 10% биоэтанола (Е10), и ввести рыночные механизмы регулирования, стимулируя производство и потребление бензинов с содержанием биокомпонентов.

Леонид Косянчук даже подшучивает, что в этом всем есть положительный момент: «Проблема качества в Украине уйдет, так как все топливо будет одинаково некачественное. И можно сказать на одну проблему в Украине станет меньше. Выбора не будет, и боятся нечего».

Но все-таки эксперты надеются, что государство их услышит и примет соответствующие меры.

Написать комментарий:


Оставить комментарий


5 + девять =